Природный камень в истории ландшафтного искусства

01 июня 2013 г.
Природный камень в истории ландшафтного искусства

Живописные валуны, испещренные "пятнами мха"; подпорная стенка из песчаника, в щелях которой буйно прорастают травы; водоем в оправе из обломков гранита; дорожка, покрытая мраморной крошкой – все эти элементы ландшафтной композиции активно участвуют в создании образа сада и демонстрируют главные достоинства природного камня – его красоту и долговечность.

Каменная магия

Вся история садового искусства самым тесным образом связана с камнем как с основным строительным материалом и воплощением одной из четырех природных стихий. Издавна камень считался вместилищем магических сил, заключенных в материальной оболочке, символом связи двух пространств. Могильный камень служил "постовым" на границе земного и подземного миров; межевой валун обозначал границы владений, а большой монолит, установленный вертикально, использовался как солнечный хронометр. "В мраморе дремлют боги" – утверждали древние греки, создавая из этого материала непревзойденные шедевры архитектуры и скульптуры. В садах же возводили гроты для приюта нимф и дриад, а также павильоны для пиршеств, посвященные веселому виночерпию Бахусу. Древние римляне усовершенствовали и приспособили "каменный дизайн" к своим имперским понятиям о роскоши: на склонах частных садов устраивались террасы из мраморных плит, по которым струилась прохладная вода; в тени деревьев устанавливались резные порфировые ложа для отдыха, а дорожки и аллеи декорировались орнаментом из разноцветной каменной крошки. Скульптуры, фонтаны, бассейны и знаменитые термы, первейший атрибут образа жизни патрициев, – все это ваялось и строилось из мрамора, оникса, лазурита и других ценных пород. Именно камень господствовал в античном саду, а живая растительность служила ему всего лишь выигрышным фоном. К тому же римляне первыми придумали подстригать кроны деревьев и кустарников в виде геометрических объемов. Это был завершающий этап в обуздании природных стихий; мистический страх уступил место торжествующему разуму.

Камень в эпоху дворцового барокко

Продолжением идеи "разумного порядка" стали дворцово-парковые ансамбли эпохи барокко. Обширные, геометрически расчерченные пространства требовали однородных покрытий и объемных акцентов. Гравий сплошным ковром покрывал дорожки и площадки, включался в композицию орнаментальных цветников, декорировал приствольные круги. Из гравийной отсыпки вполне органично "вырастали" аллегорические мраморные фигуры, садовые вазы на высоких постаментах, приподнятые клумбы и борта водоемов, облицованные разным камнем песчаником. Все величие регулярных садов можно было оценить с верхней обзорной точки – это был балкон дворца, откуда владелец любовался природой, упорядоченной и закованной в "каменные одежды". Пейзажный стиль, сложившийся в Англии к концу 18 века, провозгласил "возврат к природе", отвергая всякую нарочитость в ландшафтных композициях. Приоритет получили живые формы, не тронутые вмешательством человека. Стали цениться крупные и состаренные временем камни, обладавшие символическим звучанием; их устанавливали на вершине холма рядом со старым деревом или на открытой лужайке. Возродились античные гроты и вошли в моду романтические "руины". На смену прямым гравийным дорожкам, характерным для регулярного стиля, пришли извилистые тропинки, мощенные плитами из дикого камня. Садовые мраморные скульптуры специально подвергали "старению ", протирая их кислым молоком до появления на поверхности живописных серо-зеленых пятен.

Восточный сад

Истоки европейского пейзажного стиля – это дальневосточная эстетика с ее религиозно-философским отношением к явлениям природы, в том числе и камню. Как существо одухотворенное, камень в китайских и японских садах участвовал не столько в дизайне ландшафта, сколько в наполнении его смыслом. Группы камней и отдельно стоящие валуны сообщали посвященному зрителю определенную информацию, превращая пейзаж в развернутый, емкий текст. Остальные каменные аксессуары оформления – садовые фонари, скамейки, чаши для воды, а также дорожки – отличались минимальным вмешательством воли человека. Их подчеркнуто грубые, необработанные формы символизировали преклонение мастера перед совершенством природного материала. Например, пунктирные извилистые дорожки создавались с вполне определенной целью: делая широкий шаг, человек невольно обращал внимание на каждый камень и мог оценить его эстетические свойства – фактуру, оттенок, необычную конфигурацию.

В плену у вечности

Современные стили оформления ландшафтов по-прежнему широко используют природный камень, поскольку он наиболее созвучен живой растительности и водным устройствам. Современные искусственные заменители камня, даже при всей своей прочности и декоративности, лишены главного – живой энергетики, рожденной в недрах земли. Деревенский стиль ("кантри"), отдавая предпочтение кирпичу и терракоте, охотно использует мягкие, пористые породы теплых оттенков – песчаник, известняк или туф. Минимализм ценит эстетику одиноко стоящего валуна, свободные композиции из нечетного числа камней разного размера, а также однородные по цвету площадки, засыпанные мелкой каменной крошкой. Стилю "хай-тек" созвучны темные, почти черные дорожные покрытия из дробленого сланца или из серо-голубого гранита с точечной фактурой, которые очень органично смотрятся рядом с металлическими и стеклянными конструкциями. Авангардный стиль предполагает включение в ландшафтную композицию крупных геометрических объемов. Например, это могут быть установленные на газоне круглые валуны гранита ("окатыши") или глыбы диорита и брусчатка габбро, вытесанные в форме кубов и прямоугольников.

SiteHeart